Эксперты НП «Национальное бюро по переработке отходов» отметили непродуктивность предложения по переходу на оплату ТКО по факту их накопления

Виталий Бадмаев

Эксперты НП «Национальное бюро по переработке отходов» отметили непродуктивность предложения по переходу на оплату услуг по вывозу твердых коммунальных отходов по факту их накопления.

В настоящее время в Минприроды России проводится работа, направленная на создание базы для перевода оплаты граждан за вывоз ТКО из расчета фактического накопления.

Данная инициатива вызвана тем, что, несмотря на то, что в регионах были экономически обоснованно утверждены тарифы на вывоз отходов, нормативы накопления ТКО не везде были выставлены корректно, что спровоцировало в ряде субъектов несправедливое ценообразование.

По мнению ведущего эксперта НП «Национальное бюро по переработке отходов» Виталия Бадмаева, предлагаемая инициатива не только не создаст условий для размещения ТКО в установленном порядке, но и сформирует прямой экономический стимул для злоупотребления потребителем в отношениях с региональным оператором, направленным на снижение фактического размера платежа за услугу.

В том случае, когда плата за оказываемую услугу начисляется автоматически, потребитель такой услуги утрачивает потребность в поиске альтернативных и, как правило, незаконных способов вывоза отходов.

Также переход к системе оплаты мусора «по факту» ограничивается технологической невозможностью обеспечения достоверного учета в многоквартирных домах.

- Считаем, что данная инициатива должна быть сформулирована для всестороннего общественного и экспертного обсуждения, в том числе на предмет соответствия предлагаемых мер декларируемым целям, их обоснованности и возможности достижения, - отметил Виталий Бадмаев.

По его словам, необходимо продолжать работу по совершенствованию порядка разработки и утверждения нормативов накопления и стимулирования раздельного сбора ТКО.

Эксперты НП «Национальное бюро по переработке отходов» выступили с предложением предусмотреть разработку федеральных нормативов накопления и обязательность утверждения раздельных нормативов для сельских поселений и городских округов (в том числе с разбивкой по численности населения города), а также для северных и малонаселенных территорий, установить максимальные значения отклонения «региональных» нормативов от федерального стандарта.

Кроме того, эксперты отмечают необходимость предоставления индивидуальным предпринимателям и организациям возможности обоснования и согласования с региональным оператором количества образования ТКО по аналогии с механизмом разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Снижение и (или) оптимизация расходов потребителя на обращение с твердыми коммунальными отходами должна стать результатом последовательной работы по созданию экономически и экологически эффективной системы обращения с ТКО в каждом конкретном регионе.