Новая система обращения с отходами должна формироваться максимально прозрачно

Владимир Бурматов

Как отмечает Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды, ни один регион полноценно не перешел на схему раздельного сбора мусора и не реализует ее системно. Практически нигде не начались открытые публичные обсуждения территориальных схем размещения отходов. Фактически не ведется учет опасных отходов, значительная часть оказывается в лесах и оврагах.

По оценкам Комитета, около четверти регионов России находятся в «зоне риска»: в некоторых не установлены тарифы, фиксируется резкий рост прогнозных платежей для граждан за обращение с отходами — порой он составляет сотни и тысячи процентов. Нормативы накопления отходов также могут отличаться в сотни раз. Это же касается и тарифообразования. В некоторых регионах наблюдается проблема исчерпания емкости легальных полигонов отходов.

«Территория нашей страны огромна, но практика использования этой территории, в том числе ее активное замусоривание, скоро может привести к тому, что у нас свободной земли может просто не остаться», — считает Владимир Бурматов. В России захоранивается более 90% от общего объема ТКО, ежегодно их образуется порядка 70 млн тонн на территории РФ. Уровень вторичной переработки, по оптимистичным оценкам, составляет от 7% до 8%. Свалками, в том числе нелегальными, заняты земли, которые могли бы быть использованы более рационально.

Россия переходит к формированию новой отрасли экономики – обращение с ТКО. «Наш Комитет ведет очень пристальный парламентский контроль за тем, как это происходит», – отметил Владимир Бурматов.

Год назад ГД приняла базовые законодательные решения по вопросам обращения с отходами, однако полностью перешли на новую систему только 15 регионов, еще 10 субъектов — частично. В отношении 78 региональных операторов в 35 субъектах установлены предельные тарифы. Оставшиеся 173 региональных оператора в 64 субъектах РФ еще не приступили к оказанию услуг. В семи субъектах до сих пор идут конкурсные процедуры по отбору региональных операторов. «Мы понимаем, что в этих субъектах, скорее всего, будут сорваны сроки установления тарифов и все последующие мероприятия», – описал он ситуацию.

Пристальное внимание парламентариев – к тарифам

«Нами был отмечен многократный рост тарифов в целом ряде субъектов, в том числе и рост прогнозных платежей, – констатировал Владимир Бурматов. – Мы были вынуждены пригласить к сотрудничеству ФАС. После наших запросов уже в целом ряде регионов тарифы были оспорены ФАС по весьма таким увесистым, я бы сказал, основаниям — в эти тарифы включались не только экономически необоснованные расходы, но и расходы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации».

Анализ, проведенный Комитетом, показал, что разрыв по нормативам накопления (отходов) для граждан оказался тридцатикратным. «Ощущение такое, что у нас в соседних регионах кто‑то мусорит в 30 раз активнее, чем его сосед на границе. Причем это не регионы, находящиеся в разных климатических зонах, в разных концах РФ, это регионы, которые вполне можно сравнивать друг с другом», – привел результаты мониторинга Владимир Бурматов.

Результаты специального анализа территориальных схем размещения отходов, проведенного Комитетом, показал, что зачастую они также разработаны формально, констатировал глава Комитета. Теперь территориальные схемы должны проходить обязательные публичные слушания. «Я считаю, что это позитивный шаг – будет содержательный диалог, и он будет проводиться не рядом со свалками, с полигонами или на площадках, где будут строиться мусоросжигательные заводы, он будет проводиться в аудиториях, хотя, полагаю, он будет вестись очень эмоционально», – ожидает парламентарий.

Также была затронута тема обеспечения безопасности транспортировки отходов. С 1 января все мусоровозы должны были быть снабжены системой ГЛОНАСС, но это до сих пор не произошло.

Ситуация с полигонами и экосбором

Более чем в десяти субъектах РФ наблюдается исчерпанность полигонов — сваливать отходы попросту некуда. «Без раздельного накопления отходов, без раздельного сбора мусора нам ситуацию не решить», – подчеркнул Владимир Бурматов.

Он также заявил, что нужно сделать обязательной уплату экосбора, средства от которого идут, главным образом, на мусоросортировку, переработку, утилизацию отходов. Сейчас экосбор уплачивается на добровольной основе и собирается абсолютно неэффективно, считает депутат. «Мы настаиваем на введении административной ответственности за неуплату экосбора. По нашим данным, сейчас его платят порядка 10% всего импортеров продукции. В этом году планируется собрать 3,3 млрд рублей. Эта цифра может быть увеличена в десять раз», – заявил Владимир Бурматов.

Также на повестке стоит очень серьезная проблема регулирования обращения медицинских отходов, пищевых, сельскохозяйственных отходов, отходов строительства и сноса. Отдельная тема – отходы I и II класса опасности, самые опасные. «Никто не понимает, какое количество их образуется в стране, фактически все они находятся в тени, а физически — в лесах и оврагах», — отметил глава Комитета.

Текст: Государственная Дума