Мусорный бизнес в России рискует стать невыгодным

Январь 20, 2020

Мусорной реформе исполнился один год. За это время к её реализации были подключены сотни региональных операторов, обращающихся с отходами почти всех россиян, кроме жителей двух столиц и Севастополя.

На реформу возлагались большие надежды — с её помощью должны были появиться региональные схемы образования, размещения и утилизации отходов с целью их дальнейшей переработки, а не традиционного захоронения. Но, судя по послепраздничным публикациям в СМИ, в ряде регионов печальное положение с вывозом мусора усугубилось, а некоторые регионы начали реформу с опозданием в год и с большими сложностями.

Самые тревожный аспект мусорной реформы — денежный. Население реагирует на рост реформенных тарифов критикой. Напомним, что, согласно официальным данным Росстата на второй квартал 2019 года, за чертой бедности находятся 18 млн (12,8%) граждан страны, для которых повышение коммунальных тарифов остро сказывается на продуктовой корзине. В результате операторы столкнулись с тем, что население попросту не оплачивает их услуги.

Рост тарифов на вывоз мусора шел в России неравномерно. Например, в Алтайском крае цены выросли на 1−5%, в Калмыкии — 3,9%, в Астраханской области — 4%, в Магаданской области — на 29%, в Пермском крае — на 39%. Эксперты прогнозируют дальнейший рост мусорных тарифов. Во Владимирской области уже с 1 января 2020 года он составил 4%, в Свердловской области ждут повышения цен на вывоз мусора в 1,5 раза.

Еще в августе ушедшего года бывший гендиректор «Российского экологического оператора» Денис Буцаев сетовал на то, что у 90% компаний образовалась нехватка оборотных денежных средств — более 50 млн руб., которая может быть покрыта с помощью банковского кредита, но банки не спешат выдавать ссуды мусорным операторам. В июне 2019 года по всей стране удалось собрать 60% от всех платежей за сбор мусора.

Налицо экономический тупик, когда монопольное предложение операторов ТБО и диктатура закона, обязывающая пользоваться его услугами, не соответствуют платежеспособному спросу населения. Поэтому у реформаторов есть два пути: либо кардинально пересмотреть условия реформы в сторону внедрения новейших чистых и дешевых технологий по сбору и утилизации мусора, избегая монополизации этого рынка, либо сделать мусор золотым для той части населения, которая еще в состоянии платить за его вывоз. И масштабных проверок операторов ТБО в соединении с едиными требованиями к ним Росприроднадзора здесь недостаточно.

Граждане России начинают уделять всё больше внимания проблеме сбора и переработки бытовых отходов. Последние годы были ознаменованы массовыми протестами против сжигания мусора на полигонах твёрдых бытовых отходов, а также строительства мусоросжигательных заводов без необходимых фильтров вблизи жилых домов.
Вместе с этим, в России поднимается и вопрос тарифов на вывоз мусора. Меняется порядок оплаты соответствующих услуг населением; идёт борьба с взиманием с граждан в ряде регионов двойной платы.

Источник: ИА REGNUM