Эксперты «Национальное бюро по переработке отходов» о финансовой устойчивости региональных операторов по обращению с ТКО

Ноябрь 12, 2019

Рентабельность компаний, занимающихся отходами, снизится в результате постановления правительства по тарифам. Об этом сообщали в ТАСС.

Из сообщения следует, что ранее премьер-министр России Дмитрий Медведев исключил налог на прибыль и плату за негативное воздействие на окружающую среду из факторов, учитываемых при определении тарифов на обращение с бытовыми отходами.

"Де-факто это решение снижает рентабельность компаний, работающих в сфере обращения с отходами, с пяти до четырех процентов, в подавляющем большинстве случаев эти денежные средства могли быть реинвестированы в отрасль", - говорится в сообщении.

Там отмечается, что оператор не полностью согласен с разделом документа, который касается определения расчетной предпринимательской прибыли, хотя по этому вопросу есть судебные решения. "Другие изменения в постановлении носят технический характер. В основах ценообразования не учтены многочисленные расходы, которые возникают у региональных операторов, а именно: создание и поддержка биллинговых систем, расширение и ремонт контейнерного парка, разработка систем контроля качества работы", - отмечается в сообщении.

Компания также уточняет, что остались нерешенными проблемы в тарифном регулировании, например, вычитание из расходов региональных операторов средств, которые они выручили от продажи вторичных ресурсов.

Получается, чем хуже работаешь и меньше вторсырья выбираешь, тем выше тариф. В этой связи мы предлагаем доработать систему регулирования, создать стимулы для региональных операторов сортировать отходы, внедрять раздельный сбор, снижать объемы захоронения отходов.

Экспертное сообщество НП «Национальное бюро по переработке отходов» задолго до настоящего момент отмечало, что качество подготовки и реализации реформы в конечном итоге скажется на качестве работы и финансовой устойчивости региональных операторов по обращению с ТКО.

- К сожалению, данные прогнозы оправдались. Считаем, что те последствия, которые мы видим сегодня, являются прежде всего следствием качества структурирования и реализации реформы на всех уровнях власти: отсутствие детальной концепции реформы, недостатков планирования всех этапов, низкого качества подготовки ключевых подзаконных актов, недоработки механизма ценообразования, провала в подготовке территориальных схем  и внедрении нового порядка обращения с ТКО на региональном уровне. При этом мы не касаемся вопросов развития инфраструктуры по обращению с ТКО, - отметил ведущий эксперт НП «Национальное бюро по переработке отходов» Виталий Бадмаев.

По его словам, бизнес в подавляющем большинстве случаев показал, что был не готов перейти к работе по стандартам и правилам коммунальной сферы. Игроки, имевшие опыт лишь в т.н. "возке отходов", столкнулись со всеми сложностями регулирования сферы предоставления коммунальных услуг, не сумели увидеть риски, тщательно проработать технологические аспекты (потребность в спецтехнике, маршрутизацию, прогноз количества образования ТКО), а также сделать качественный финансовый анализ, принять комплексные меры для обеспечения финансовой устойчивости на первые годы работы.

Вместе с тем, необходимо отметить и положительный опыт, который, как правило, имел место в регионах, где органы власти, участники рынка и экспертное сообщество смогли совместными усилиями выстроить сбалансированную экономически эффективную модель создания региональной системы обращения с ТКО, привлечь квалифицированных компетентных игроков и обеспечить запуск проектов по созданию современных объектов обращения с ТКО.