Эксперты НП «Национальное бюро по переработке отходов» о передаче обязанностей по содержанию контейнерных площадок регоператорам

Март 11, 2019

Предложение Общероссийского народного фронта о закреплении обязанности по обустройству и содержанию контейнерных площадок за региональными операторами поддержали глава Минприроды Дмитрий Кобылкин и подгруппа «Формирование комплексной системы обращения с ТКО» рабочей группы Государственного совета РФ по направлению «Экология и природные ресурсы», заседание которой прошло накануне с участием руководителя Исполкома ОНФ Михаила Развожаева.

Как сообщили НП «Национальное бюро по переработке отходов» в ОНФ, 4 марта 2019 года Общероссийский народный фронт представил общественный доклад по итогам масштабной кампании по контролю за реализацией «мусорной реформы». По итогам доклада ОНФ  отправил в Правительство РФ ряд предложений. В частности, общественники настаивают на внесении изменений в федеральный закон №89-ФЗ, закрепив обязанность по обустройству и содержанию контейнерных площадок за региональными операторами. Таким образом, по мнению общественников, решится проблема с «витриной» «мусорной реформы», за работу с мусором с первой до последней мили будет отвечать регоператор.

Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин ранее на заседании правительственной комиссии согласился с идеей о передаче обустройства и содержания контейнерных площадок региональным операторам. В скором времени ведомство совместно с публично-правовой компанией (РЭО) обсудит, как реализовать эту инициативу, чтобы это не привело к росту тарифов для граждан, добавил он. По словам Кобылкина, навстречу регоператорам уже сделаны шаги – это обнуление НДС, также заморожена ставка платы за негативное влияние на окружающую среду на уровне 2018 г. (95 руб.). Поэтому говорить, что сегодня у регоператора нет возможности этим заниматься, было бы неправильно, уверен он.

Экспертное сообщество НП «Национальное бюро по переработке отходов» разделяет и приветствует внимание ОНФ к реформе обращения с ТКО. Вместе с тем, вопрос обустройства контейнерных площадок, как представляется, требует детальной проработки в связи со следующим.

Безусловно, контейнерная площадка является одним из первостепенных объектов инфраструктуры, задействованных в многостадийной процедуре обращения с ТКО.  Однако, не смотря на 5 год хода реформы, до настоящего момента указанный этап не был осмыслен, детально проработан и закреплен в правовом поле.

Рассмотрим поставленную проблему определения бремени обустройства и эксплуатации контейнерных площадок на примере жилых домов. Прежде всего, необходимо отметить, что строительные нормативы не предусматривают обязательного создания контейнерной площадки для случая наличия в таком доме мусоропровода (см. СП 31-108-2002 «Мусоропроводы жилых и общественных зданий и сооружений»; раздел Мусороудаление СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания»). В случае же создания контейнерной площадки для мусора, такая площадка должны быть отнесены к объектам придомовой территории (см. п. 3.34 СП 59.13330.2016 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция»).

В этой связи, полагаем, что бремя содержания контейнерной площадки, отнесенной к общедомовому имуществу многоквартирного дома следует, как и прежде, сохранить за собственниками помещений в таком многоквартирном доме. В этом смысле,  взаимоотношения таких собственников и регионального оператора по обращению с ТКО (по аналогии со взаимодействием любой иной ресурсоснабжающей организации) являются стандартными (ординарными) и не несут какой-либо путаницы.

При этом стремление навести порядок только на «фасадно-лицевой» стороне мусорной реформы (контейнерных площадках), по нашему мнению, не является продуктивным, а, напротив, позволит прежде всего региональному оператору уйти от своих реальных обязательств путем наведения формального порядка лишь на контейнерных площадках.

Мы убеждены, что контейнерные площадки не останутся без внимания и соответствующего механизма наведения на таких площадках порядка, поскольку те контейнерные площадки, которые не входят в состав общедомового имущества МКД и (или) не являются собственностью организаций, владеющих зданиями, сооружениями, входят в зону ответственности органов местного самоуправления (см. постановление Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039).

Целесообразность отнесения контейнерных площадок в зону ответственности именно органов местного самоуправления, вызывает вопросы к разработчикам реформы, однако, полностью подтверждает вышеприведенный вывод о наличии ответственного субъекта. При этом мы не видим препятствий для возложения бремени надлежащей эксплуатации таких контейнерных площадок на регионального оператора в соответствии с соглашением, заключаемым между таким оператором и субъектом Российской Федерации.